издается с 1879Купить журнал

Краснодонский палач Отто Древитц: Я дострелил Олега Кошевого

"Родина" впервые публикует архивные материалы о злодеяниях нацистов в Донбассе

В распоряжении "Родины" оказались архивные материалы ФСБ России, рассекреченные в рамках проекта "Без срока давности". Они представляют шокирующую картину злодеяний нацистов в Донбассе в годы Великой Отечественной войны. И, в частности, стенограммы допросов руководителей и членов окружной жандармерии СС, созданной для проведения карательных мер против советских граждан на оккупированной территории Ворошиловградской (Луганской) области.

 Кадр из фильма "Молодая гвардия".

РИА Новости.

Кадр из фильма "Молодая гвардия".

"Было прямое указание о беспощадной расправе над русскими..."

Протокол допроса от 5 ноября 1947 года арестованного Ренатус Эрнста Эмиля, начальника окружной жандармерии Краснодона

Вопрос. В удостоверении указано, что вы по профессии музыкант. Это ложное утверждение?

Ответ. Признаю, что в предъявленном мне удостоверении личности моя профессия указана неверно. Как я уже признал, я являюсь старым жандармом, и музыкантом стал только после капитуляции Германии.

Вопрос. С какой целью вы заведомо ложно указали вашу профессию?

Ответ. Я хотел скрыть свою службу на оккупированной территории Советского Союза в качестве жандарма и с этой целью приобрел ложное удостоверение с указанием, что являюсь музыкантом.

Вопрос. Уточните, когда вы прибыли на временно оккупированную Украину?

Ответ. В июне 1942 года.

Вопрос. С каким заданием?

Протоколы допросов О. Древитца и Э. Ренатуса.

Ответ. Перед отправкой на Украину в июле 1942 года я имел беседу с начальником жандармской команды подполковником Ганцогом и оберштурмбаннфюрером СС, фамилию которого я не знаю, о моей деятельности. В этой беседе Ганцог объяснил, что мы - немцы, должны вести себя на оккупированной территории СССР как хозяева, не считаясь с интересами советских людей. При этом он указал, что жандармерия должна полностью обеспечиваться за счет ресурсов оккупированной территории Советского Союза, в связи с чем надлежит отбирать у мирных жителей все, что потребуется.

Как говорил далее оберштурмбаннфюрер СС, мы, жандармы, должны приложить все усилия к тому, чтобы "выбить из головы советских людей всякое представление о демократизме", не стесняться в средствах и использовать любые методы в борьбе за покорение советского народа. Иными словами, это было прямое указание о беспощадной расправе над русскими.

(...)

Вопрос. Показывая о преступлениях других лиц, вы скрываете собственные злодеяния. Говорите о них.

Ответ. Признаю, что, будучи начальником немецкой жандармерии в Краснодоне, я занимался формированием полиции из числа местных жителей, склоняя их, тем самым, к предательству своей родины.

Вопрос. Это только незначительная часть ваших преступлений. Показывайте о более важных фактах вашей преступной деятельности.

Ответ. Обосновавшись в Краснодоне, я установил связь с начальником местной полиции Соликовским, которого германский комендант Краснодона майор Гедеман охарактеризовал как человека, враждебного Советской власти и послушно выполнявшего все указания немцев. Вызвав к себе Соликовского, я спросил его, имеются ли в Краснодоне лица, враждебно настроенные к немцам, и он мне ответил, что в окрестностях города установлено значительное число коммунистов, комсомольцев и бывших служащих советских учреждений, не успевших эвакуироваться в глубь страны. Здесь же Соликовский спросил меня: "Что я должен делать с этими лицами?".

Я приказал Соликовскому немедленно произвести арест всех коммунистов, комсомольцев и других неблагонадежных лиц. На что он заявил, что некоторые из них уже арестованы, и представил мне список. Насколько я помню, в списке значилось около 20 фамилий. Ознакомившись со списком, я выразил недовольство тем, что арестовано мало людей и приказал Соликовскому продолжать аресты. Должен сказать, что в результате тесного контакта, который я установил с Соликовским и бургомистром Краснодона Стаценко, мне в течение сентября 1942 года удалось дополнительно выявить и арестовать значительное количество антифашистски настроенных лиц. При этом несколько таких людей были арестованы по личному доносу Стаценко. Надо сказать, что Стаценко я особенно доверял и в целях перепроверки информации Соликовского показывал ему список арестованных, попросив охарактеризовать каждого из них.

Навечно молодые.

Вопрос. Скажите, что вы сделали с арестованными коммунистами и другими советскими патриотами?

Ответ. 28 сентября 1942 года я вызвал к себе Соликовского и приказал ему всех заключенных уничтожить. На следующий день Соликовский через своего переводчика Бургарт доложил мне, что мой приказ выполнен.

Вопрос. Вам предъявляется акт комиссии по расследованию злодеяний, учиненных немцами в городе Краснодоне, которым установлено, что 28 сентября 1942 года там были расстреляны, часть - закопаны живыми 35 человек. Об этом случае уничтожения советских граждан вы говорите?

Ответ. Да, по моему указанию в сентябре 1942 года были расстреляны и частично заживо зарыты в землю 35 человек, которые перечислены предъявленном мне акте.

(...)

Вопрос. Установлено, что к арестованным членам "Молодой гвардии" применялись нечеловеческие пытки. Это делалось с вашего ведома?

Ответ. Да, я распорядился любыми средствами добиваться от арестованных признательных показаний с тем, чтобы выявить всех участников организации "Молодая гвардия".

Вопрос. Говорите конкретно, что значит любыми средствами добиваться от арестованных показаний?

Ответ. Это значит, что арестованных разрешалось бить, пытать, словом применять к ним любые физические меры. Допросами "молодогвардейцев" руководил начальник немецкой жандармерии города Ровеньки лейтенант Веннер. Активную роль в аресте "молодогвардейцев" и в их допросах принимали начальник краснодонской полиции Соликовский, его заместитель Орлов, следователь Захаров и бургомистр Краснодона Стаценко. Эти лица и применяли к арестованным всевозможные пытки.

Ф. Костенко, М. Вольштейн, А. Фильберт. Непокоренные. 1952 год.

Вопрос. Советскими властями города Краснодона установлено, что за время оккупации немцами Краснодонского района зверски замучены и расстреляны 242 человека, в частности, в Первомайском районе было расстреляно 19 человек, в Изварино - 12 человек и так далее.

Ответ. Я признаю, что все расстрелы, имевшие место в Краснодоне и его окрестностях в период с августа 1942 года по февраль 1943 года, производились по моему распоряжению и, следовательно, я являюсь полностью ответственным за них. В конце января 1943 года я отдал распоряжение начальнику жандармерии города Ровеньки лейтенанту Веннер расстрелять 40 арестованных советских граждан. По моему указанию в поселке Боково-Антрацит были арестованы 17 местных жителей, которых я передал в СД в город Красный Луч, где они в первых числах февраля 1942 года были расстреляны. По моему приказу немецкая жандармерия расстреляла восемь советских граждан, жителей поселка Успенка Ворошиловградского района.

Таким образом факты говорят сами за себя и мне трудно что-либо возразить против предъявленного обвинения.

"Шевцова не произнесла ни слова о пощаде..."

Протокол допроса от 6 ноября 1947 года арестованного Древитц Отто Августовича, бывшего жандарма г. Ровеньки

Вопрос. Следствию известно, что вы лично участвовали в уничтожении советских граждан.

Ответ. Я признаю, что в октябре 1942 года вместе с другими жандармами участвовал в расстреле группы советских граждан - четырех мужчин и трех женщин с двухлетним ребенком. Расстрел производился в ровенском городском парке. Лично я расстрелял мужчину 40-45 лет, фамилию которого не знаю.

Вопрос. За что были расстреляны эти люди?

Ответ. Только за то, что они были заподозрены в нелояльном отношении к немцам.

(...)

Ответ. Второй раз я участвовал в расстреле советских граждан в конце января 1943 года. Тогда нами было уничтожено девять мужчин, заподозренных в связях с партизанами, в числе которых находились арестованные нами бывший начальник железнодорожной немецкой полиции Бычев и юноша из Краснодона в возрасте примерно 19 лет.

Вопрос. Вы помните, кого вы лично расстреляли из этой группы?

Ответ. Помню. Я расстрелял юношу и мужчину 40 лет.

Вопрос. Вам предъявляется фотокарточка руководителя существовавшей в Краснодоне подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" Кошевого Олега. Это не тот юноша, которого вы расстреляли?

Ответ. Тот самый. Кошевого я расстрелял в ровеньском городском парке.

Вопрос. Покажите подробнее, при каких обстоятельствах вы расстреляли Кошевого Олега?

Ответ. В конце января 1943 года я получил приказ от заместителя командира жандармского взвода Фромме приготовиться к казни арестованных. Во дворе я увидел полицейских, охранявших девять арестованных, в числе которых находился опознанный мною на фотокарточке Кошевой Олег.

Когда к нам подошли Шульц и еще несколько жандармов, то мы по указанию Фромме повели обреченных к месту казни в ровеньковский городской парк. Поставив арестованных на край заранее вырытой в парке большой ямы, мы по приказанию Фромме всех расстреляли. Затем я заметил, что Кошевой еще жив и был только ранен. Я подошел к лежавшему на земле Кошевому и в упор выстрелил ему в голову. После того как я дострелил Кошевого, все жандармы, принимавшие участие в казни, возвратились в казарму, к месту расстрела послали нескольких полицейских зарывать трупы.

Вопрос. После этой зверской расправы вы еще участвовали в расстреле советских граждан?

Ответ. Да. 9 февраля 1943 года, то есть за два дня до бегства из города Ровеньки, я участвовал в расстреле еще восьми советских патриотов, среди которых была девушка примерно лет 20.

Вопрос. Вам предъявляется фотокарточка, на которой сфотографирована член штаба подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" Шевцова Любовь. Она была среди арестованных?

Ответ. Да. Среди арестованных, подлежащих расстрелу, находилась Шевцова. Доставив обреченных к месту казни - в ровеньковский парк, на то место, где расстреляли Кошевого, Веннер и Фромме разбили арестованных на две группы. Мне и Холлендеру было приказано охранять трех человек, в числе которых находилась и Шевцова. Жандармы Веннер, Никель, Шрёдер, Шенберг подвели к яме первых пять человек и расстреляли их.

После этого я и Холлендер подвели к яме Шевцову и двух арестованных, которые также были расстреляны. Некоторые арестованные после первых расстрелов оказались только ранеными. Заметив это, Веннер из автомата добил их. После чего мы вернулись в жандармерию и послали полицейских в парк закапывать трупы.

Из числа расстрелянных во второй партии я хорошо запомнил Шевцову. Она обратила на себя мое внимание своим внешним видом. У нее была красивая и стройная фигура, продолговатое лицо. Несмотря на свою молодость, она держала себя очень мужественно. Перед казнью я подвел Шевцову к краю ямы для расстрела, она не произнесла ни слова о пощаде и спокойно, с поднятой головой, приняла смерть. Одета Шевцова была в темно-синее пальто.

Мемориальный комплекс на месте расстрела молодогвардейцев в Ровеньках.

Вопрос. По чьему указанию производились расстрелы в Ровеньках?

Ответ. Все аресты и расстрелы, имевшие место в Ровеньках, а также в Краснодоне, Антраците, Свердловске и Красном Луче, производились по указанию начальника окружной жандармерии капитана Ренатуса.

Он давал указание выявлять и истреблять коммунистов и всех лиц, недружелюбно относившихся к немцам. В своих приказах он требовал беспощадной расправы с мирными людьми. Бежав из Ровеньков в город Красный Луч, я был свидетелем, как из здания жандармерии вывели около 60 арестованных советских граждан и, посадив на три грузовые автомашины, крытые брезентом, куда-то увезли. Проявив любопытство, я узнал от жандарма, охранявшего этих арестованных, что их повезли на расстрел. Позже от других жандармов я узнал, что всех арестованных расстреляли и сбросили в шахту.

Приговор

Что стало с палачами "Молодой гвардии"

В конце сентября 1946 года и в ноябре 1947-го министр госбезопасности СССР Виктор Абакумов направил руководству страны докладные записки с предложением об организации судебного процесса по делу виновных в зверской расправе над членами подпольной организации "Молодая гвардия".

В конце марта 1948 года МГБ СССР доложило Иосифу Сталину окончательные результаты розыска участников зверской расправы над "молодогвардейцами".

29 октября 1949 года по постановлению Особого совещания при МГБ СССР "...за учинимые на территории СССР зверства и насилия над гражданским населением" О. Древитц, Э.Э. Ренатус, Э. Шрёдер и Я. Шульц были заключены в Исправительно-трудовой лагерь сроком на 25 лет.

8 апреля 1950 года Ренатус умер в Верхнеуральской тюрьме.

В декабре 1955 года О. Древитц, Э. Шрёдер и Я. Шульц были досрочно освобождены из мест лишения свободы и как не амнистированные преступники переданы правительству ГДР (на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1955 года).